Зачем каждый художник должен изучать композицию

Приветствую тебя дорогой читатель, хочу в этой записи поговорить о таком глубоком понятии как композиция.

Композиция – это некая система взаимного расположения частей в гармоничное целое.

Мы говорим сегодня о композиции в рисунке, но это понятие встречается также в музыке, кино, театре, литературе, балете, скульптуре, архитектуре, дизайне …

Композиция воспитывает образное мышление, чувство вкуса и определяет профессиональную зрелость, мастерство и умение воплощать идеи.

Именно поэтому мы рассмотрим хорошие композиционные решения на примере известных картин, учиться нужно у лучших. Ну и конечно я подобрал менее удачные композиционные решения для сравнения.

Для начала знакомства с композицией, я хотел бы отметить несколько важных моментов.

На гармоничное размещение фигур, предметов на листе бумаги влияет равновесие, масштаб, конструкция, симметрия, контраст, пространство, ритм, динамика, статика, определение главного и второстепенного в рисунке и не стоит забывать о выразительности и гармонии.

После такого набора понятий, начинающий художник может даже передумать всё это дело изучать и продолжит рисовать неправильно. Но как известно, что любая длинная дорога начинается с первого шага, так начинающий должен изучать всё постепенно и последовательно, главное начать.

Начнём мы с примеров простых натюрмортов и фигур человека, в общем с картин, которые не несут сильной смысловой нагрузки.

Натюрморт с яблоками

Такой незамысловатый натюрморт, яблоки на драпировке. Выполнен очень даже интересно и качественно.

Но к сожалению многие рисунки и картины, найденные в интернете очень халатно сфотографированы и обрезаны в графических редакторах. Поэтому иногда композиция может казаться плохой, но на самом деле, там банально не хватает куска пустого пространства, потому что плохой фотограф счёл эту деталь не информативной и бессмысленной.

Но давайте плясать от того, что есть. В этом рисунке нет равновесия, яблоки сдвинуты к левому краю и сильно перевешивают композицию. Также очень контрастные собственные тени на яблоках и падающие тени от них, ещё сильнее добавляют им веса.

Художник перед тем как расположить предметы на бумаге, должен учитывать и фактор освещения, тут главное, чтобы тень от предмета или человека не перевешивала бы композицию.

Натюрморт с посудой и фруктами

В следующем натюрморте видна ещё не опытная рука начинающего художника. У меня нет цели кого-то оскорбить, просто на учебных работах проще всего находить ошибки.

Как мы видим на этом примере, композиция разваливается на две части, то есть нет гармонии. Кувшин обиделся на группу, состоящую из драпировки, тарелки, груши и кружки. Задача, автора их помирить, и чтобы у них получилась идиллия. Также кувшин сильно задрат вверх и верх горлышка практически упирается в край листа, чего следует избегать.

К слову, да иногда предметы расположены так как они лежат, но вы же не фотоаппарат, вы художник, в вашей власти двигать предметы как вам захочется, главное добиться красивой композиции. Это очень важно, даже самый мощный и красивый рисунок проиграет если у него будет плохое расположение на листе.

Натюрморт из посуды, фруктов, на круглом столе

В следующем примере мы видим симметричную композицию. На первый взгляд в ней всё нормально.

Но я бы рекомендовал так не делать. Рисунок выглядит скучноватым и прилизанным, спасает ситуацию только драпировка, свисающая за кувшином, она немного разрушает симметрию.

Старайтесь слегка сдвигать предметы вправо или влево, чтобы было пространство, воздух, так ваша работа будет выглядеть интересней.

Яблоки и бананы

В этом рисунке левое яблоко прилипло к краю листа, так категорически делать не стоит. В идеале необходимо было оставить больше пространства от края.

Было бы приемлемо если яблоко не вмещается в рисунок, то его можно было бы обрезать, но это надо сделать тоже красиво.

Лимоны и яблоко

А в этом рисунке все предметы сильно прижаты к низу, я бы их немного поднял.

Натюрморт из глиняной посуды

В этой работе мне нравится, как скомпонованы предметы между собой, но многовато лишнего пространства вокруг них.

Этот натюрморт хорошо бы смотрелся и в вертикальном формате.

Горшок с луком

А это хороший пример композиции, когда автор сознательно сдвигает предметы влево, чтобы оставить пространство для красивой падающей от предметов тени.

Но я бы поднял всю композицию чуть повыше.

Портрет девушки

Когда рисуете портрет не забывайте, что помимо формы, световых, теневых пятен в образе человека есть некая магия. Наш взгляд сразу падает на лицо, глаза натурщика. Шея, волосы, плечи, тоже важны, но они второстепенны. В этом портрете лицо девушки композиционно сильно смещено влево.

Передвинем лицо ближе к центру листа и уже смотрится гораздо приятней.

Такс… Примеров я подобрал много, дальше пойдут фигура человека, портреты, написанные известными художниками и пейзажи, но чувствую, что статья получается длинной, поэтому на этом, пожалуй, остановлюсь и продолжу в следующей статье.

Если вам конечно же интересна эта информация. Проявите активность поставив лайк и подписавшись на канал, чтобы я понял, стоит ли продолжать тему. И конечно же комментарии, напишите их обязательно, если вам есть что сказать. Всем Мира!

Добавить комментарий